Если у вас полноприводный автомобиль, Audi TT Quattro, Audi S3, Volkswagen Golf 4motion или Skoda Octavia 4x4, скорее всего, в автомобиле используется система полного привода с муфтой Haldex. Это значит, что вы не должны забывать о том, что в ней нужно также регулярно менять масло. В отличие от обычного дифференциального масла, масло для Haldex очень специфично. Да и маслом его вряд ли назовешь, это скорее жидкость, так как и плотность и вязкость у нее очень низкая. Она обеспечивает трение между поверхностями многодискового сцепления. Это трение вызывает значительное накопление частиц фрикционного материала в масле. Все эти факторы делают вопросы эксплуатации муфт Haldex и замены масла в них очень важным моментом. Но, давайте для начала все же разберемся, что такое муфта Haldex, как появилась и как устроена.
Как появилась муфта Haldex
Муфта Haldex представляет собой главный компонент автоматически подключаемого привода, который осуществляет управляемую передачу крутящего момента, в зависимости от степени замыкания муфты. Этот узел используется для передачи крутящего момента от передней к задней оси автомобиля. Она находится в картере дифференциала заднего моста.
Первоначально идею создания муфты Haldex предложил шведский инженер и бывший раллийный гонщик Сигвард Йоханссон в 1988 году. Он хотел разработать систему автоматического перераспределения крутящего момента между осями автомобиля в непредсказуемых условиях ралли. В 1992 году он продал свое изобретение шведской компании Haldex, специализирующейся на подобных технологиях, внедрившей ее в конструкцию полноприводной трансмиссии Quattro, позволяя автомобилям автоматически подключать полный привод.
Серийный выпуск автомобилей с муфтой Haldex начался с 1998 года (первое поколение муфты – Haldex 1), первыми автомобилями, оснащенными данной технологией, стали Audi A3 Quattro, Audi TT и VW Golf. В настоящее время разработано уже пятое поколение Haldex и многие автомобили используют ее для обеспечения передачи крутящего момента между осями своих автомобилей.
Как работает Haldex
Когда автомобиль начинает движение, механизм муфты распределяет крутящий момент между задним и передним мостами. В момент трогания с места или разгона задний мост получает наибольший крутящий момент, а клапан управления закрыт, контролируя величину давления на фрикционные диски. При этом фрикционы муфты максимально сжаты. Если начало движения автомобиля сопровождается проскальзыванием передних колес, то весь крутящий момент также передается на задние колеса. Если буксует только одно переднее колесо, то перед муфтой в работу входит электронная блокировка дифференциала. При движении с постоянной скоростью клапан управления открывается, и фрикционы муфты сжимаются с разными усилиями, зависящими от условий движения. На задние колеса крутящий момент передается частично. Если же происходит скольжение колес автомобиля, то блок управления ABS определяет это и открывает или закрывает клапан управления в зависимости от того, какая ось и какие колеса буксуют. При замедлении машины, фрикционы муфты полностью разжимаются, и клапан управления открыт, в этом режиме крутящий момент на задний мост не поступает.
История развития Haldex
С момента появления муфты Haldex в 1998 году ее работа основывалась на простом механизме, который выражал разницу в скорости вращения валов передней и задней оси автомобиля. Это позволяло блокировать муфту в случае если колеса на передней оси начинали пробуксовывать.
Однако такой принцип работы муфт имел свои минусы. Многие владельцы автомобилей, оснащенных системой 4Motion, жаловались на нестабильность поведения на дороге. Она проявлялась в неожиданном включении задней оси при поворотах, что приводило к недостаточной поворачиваемости и резкому переходу к чрезмерной.
В системе муфты Haldex было два электрических компонента: электрический насос и электромагнитный клапан. Первое создавало предварительное давление в гидросистеме, убирая зазоры в дисках муфты и уменьшая задержку до ее блокировки. Второй отвечал за понижение давления в гидросистеме и размыкание многодискового сцепления муфты, когда это необходимо (например, по сигналу от блоков управления ABS и ESP).
В общем, механизм работы муфты Haldex был достаточно сложным, и не лишен недостатков. Тем не менее, он продолжал развиваться и усовершенствоваться в следующих поколениях.
Второе поколение муфт Haldex претерпело значительные технические улучшения, которые сделали ее более качественной и производительной. Несмотря на это, конструктивная схема работы осталась неизменной. Новое поколение муфт было интегрировано в один блок вместе с задним дифференциалом, а электрогидравлический модуль стал отдельным компонентом, который можно легко заменить. Кроме того, электромагнитный клапан был заменен на более эффективный электрогидравлический клапан, что увеличило скорость работы системы. Был увеличен рабочий объем масла в муфте, что продлило его межсервисный интервал, а масляный фильтр стал полностью необслуживаемым.
Начиная с четвертого поколения конструкции муфты произошли очень серьезные
изменения, кардинально изменившие алгоритм ее работы. Принцип действия остался
прежним – передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков.
Новое то, что отсутствует дифференциальный гидравлический насос и давление в
гидросистеме муфты создается мощным электрическим насосом. Передаваемый
крутящий момент корректируется блоком управления полного привода посредством
подачи сигнала на клапан управления замыкания муфты.
Разница скоростей вращения колес передней и задней осей больше не является
условием включения муфты полного привода.
Теперь муфта полностью управляется электроникой вне зависимости от условий
движения. Благодаря увеличенному почти в 10 раз (до 30 атм) предварительному
давлению (по сравнению с Haldex 2 поколения), накапливающемуся в
гидроаккумуляторе, сократилось время, необходимое для полной блокировки муфты.
Еще одним важным преимуществом стала постоянно включенная задняя главная
передача.
Внедренные в Haldex 4 поколения изменения позволили ей стать инновационной системой полного повода для своего времени. Даже такие суперкары как Bugatti Veyron и Lamborghini Aventador использовали муфту Haldex для обеспечения оптимальной производительности. Кроме того, Haldex 4 позволяла еще более эффективно контролировать разность скоростей вращения колес на передней и задней оси, что повышало устойчивость автомобиля на дороге.
Сейчас, с 2012-го года, применяется уже пятое поколение Haldex, конструкция которой обладает рядом выдающихся особенностей, позволяющих добиваться высокой эффективности работы:
- Способность передавать крутящий момент двигателя до 380 Нм.
- Возможность передачи крутящего момента на заднюю ось до 3600 Н·м.
- Фрикцион с электрогидравлическим управлением.
- Возможность замены фрикциона в отдельности от других элементов механизма.
- Наличие постоянно работающего насоса.
Масла, применяемые в Haldex

В настоящее время муфты Haldex массово применяются на полноприводных автомобилях марок Audi, Ford, Land Rover, Lamborghini, Opel, Saab, Seat, Skoda, Volkswagen, Vauxhall и Volvo. Полный список моделей авто оснащенных данной муфтой вы можете посмотреть по этой ссылке. В муфтах Haldex замена масла рекомендуется каждые 30–60 тыс. км. пробега в зависимости от марки и модели вашего авто и режима эксплуатации. В наших условиях интервалы замены стоит даже сократить. За более точной информацией вам лучше обратиться к официальному сервису или поискать информацию об интервалах замены в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Масло обычно применяется специальное.
Например, в LIQUI MOLY есть специализированный продукт - Жидкость для муфт HALDEX - Lamellenkupplungsol (арт.21419), которая подходит для муфт Haldex моделей General Motors, Opel/Vauxhall, Volvo и Volkswagen со спецификациями VW G 052 175 (TL 5 G 055 X) и VW G 060175 (TL 52175-Y) Данное масло предназначено только для использования в муфтах Haldex, и не применяется в обычных редукторах заднего моста.
Lamellenkupplungsol от LIQUI MOLY специально разработана для обеспечения максимальной производительности и защиты системы полного привода Haldex, позволяя ему надежно и плавно функционировать в широком диапазоне условий эксплуатации. Благодаря устойчивости к смещению и коэффициенту трения она обеспечивает оптимальную передачу мощности при любых условиях эксплуатации. Она также обеспечивает защиту от износа, пенообразования и коррозии. Следует отметить, что Lamellenkupplungsol без проблем может смешиваться с остаточным количеством масла, остающегося при замене. То есть при замене масла в узле промывки не требуется. Возвращаясь к началу нашей статьи, стоит отметить, что из-за особенностей работы Haldex и интенсивного трения между поверхностями многодискового сцепления в узле накапливается значительное количество частиц фрикционного материала. Поэтому рекомендуется не затягивать с заменами масла и периодически снимать насос и чистить сетку.